9 класс. Синтаксический разбор сложных предложений с разными видами связи

 

Для 9 класса ( 14.04.2020)

Тема урока :" Синтаксический разбор сложных предложений с разными видами связи"

Добрый день, ребята. Желаю вам хорошего настроения и успехов в труде.

1. Перейдите по ссылке и выполните тест  "Орфография" ( повторение изученного по Орфографии)



2.  Внимательно ознакомьтесь с порядком синтаксического разбора сложных предложений с разными видами связи.


- Синтаксический разбор сложного предложения считается самым трудным и объёмным из всех грамматических разборов.
Прежде всего нужно хорошо узнавать виды связи в сложном предложении, находить границы его частей, определять смысловые отношения в них, средства связи. Без всего этого можно легко перепутать простое предложение со сложным.

Порядок разбора сложного предложения

1.Найти грамматические основы, выделить части и пронумеровать их.
2.Построить линейную (горизонтальную) или ярусную (вертикальную) схему.
3.Дать общую характеристику всего предложения.
4.Описать каждую часть отдельно.
Поскольку существует три вида сложных предложений: сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные, то и разбор будет существенно отличаться. Таким образом, чтобы сделать синтаксический разбор сложного предложения, нужно придерживаться какого-то одного из нескольких образцов.

План разбора сложного предложения

  1. Общая характеристика всего предложения:
  • по цели высказывания,
  • по эмоциональной окраске,
  • по количеству грамматических основ,
  • по виду связи между частями.
  1. Характеристика по смысловым отношениям, средствам связи, месту неравноправных частей.
  2. Характеристика отдельных частей:
  • по наличию главных членов,
  • по наличию второстепенных членов,
  • по полноте,
  • по наличию осложнений.
  1. Тип подчинения (для сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными).
  2. Виды связи в смысловых блоках (для сложных предложений с разными видами связи).


Образцы разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

1. [Верблюды танцевали и радовались], (что прошла зима), (греет солнце) и (они живы).
[ - = и = ], (что = - ), ( = - ) и ( - = ).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 4 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом ЧТО: 1 часть - главная, двусоставная, нераспространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 2, 3 и 4 части - придаточные изъяснительные, в постпозиции, двусоставные, нераспространённые, полные, не осложнены; однородное подчинение придаточных.
2. [И тут я услышал], (как за пеньком, (на котором я сижу), кто-то возится, шуршит).
[ - = ], (как  , (на котором - = ),  - =, = ).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом КАК: 1 часть - главная, двусоставная, распространённая, полная,  не осложнена; 2 часть - придаточная изъяснительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми, является главной по отношению к 3 части; 3 часть связана со 2 частью и распространяет её, прикрепляясь к опорному слову союзным словом КОТОРУЮ - придаточная определительная, в интерпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; последовательное подчинение придаточных.
3. [Я на неё долго смотрел, (пока она валенки на крыльце чистила от снега), и всё ждал], (что девочка мне скажет ещё что-нибудь).
[ - = , (пока - = ), и = ], (что - = ).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом ПОКА: 1 часть - главная, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 2 часть - придаточная обстоятельственная времени, в интерпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 3 часть связана с 1 частью и распространяет её, прикрепляясь к опорному слову союзом ЧТО - придаточная изъяснительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; параллельное подчинение придаточных.

3. Упражнение 316 ( учебник). Ответы присылаете мне на почту


4. Перейдите по ссылке и выполните тест "Синтаксический разбор сложного предложения с разными  видами связи"


















Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Конспект. Наречие как часть речи.

8 класс. Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях

5 класс.